новости аниме > --- > Изобразительное искусство Михаила Васильевича Ломоносова

Изобразительное искусство Михаила Васильевича Ломоносова


9-02-2012, 13:19. Разместил: Vladimir1122

 

 

 (Иванова Саина,

Брызгалова  Саахайа)           

      Мозаики  М. В. Ломоносова— часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о  стекле, здесь — прикладной,  поставленной на службу особому виду стеклоделия — варке, так называемого глухого стекла,    смальт — удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, — создания разнообразных мозаичных произведений — в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей — от утилитарных объектов (бисера,  наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства — «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства.

       Своим любимым детищем М.В.Ломоносов называл мозаику. Опыты по изготовлению цветного стекла были начаты в его химической лаборатории. Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом  (золотые рубины, их умели делать только древние ассирийцы, но секрет их был утерян).

        Профессор химии и советник Академии  Михаил Ломоносов начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры. В 1752 году Ломоносовым была завершена первая мозаичная картина – МАДОННА, состоящая почти из 4000 брусочков смальт различного цвета. 

     Михаил Васильевич удачно выполнил в мозаике образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены, в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения  Её императорского величества и большое вознаграждение.

      А Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах.

        Свои успехи в создании цветного стекла и мозаик Ломоносов решает поставить на службу России. В 1752 г. Он получает разрешение на строительство под Петербургом фабрики цветного стекла. При фабрике была создана художественная мастерская по изготовлению мозаичных картин.

        Ломоносов стал первым в России автором многих мозаик. Им было задумано создать в Петропавловском соборе мемориал, посвящённый Петру I.  Из 12 мозаичных картин,  но полностью была собрана только одна – Полтавская баталия.

    После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно «Полтавская баталия» после длительных заключений в 1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде.

      «Исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». В 1757 году М. В. Ломоносов представят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь — «выложить мозаичными картинами».

      Ломоносовский  фарфоровый  завод – явление  уникальное. Его продукция – художественный фарфор –является первым фарфором  России,  как по времени своего возникновения, так и   значительному вкладу в российскую и мировую культуру.

Изделия  завода своими  лучшими образцами декоративно-прикладного искусства завоевывали высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Вене.  Они  представлены в собраниях  крупнейших  музеев мира и  в частных коллекциях. За  право обладать ими борются на престижных международных  аукционах  «Сотбис» и «Кристи».

      Художественное реноме ломоносовского фарфора значительно возросло после  того, как коллекция заводского музея, которая включает образцы продукции завода с середины ХV111 века – до современных работ художников, перешла под патронат Государственного Эрмитажа, а музей, оставаясь на заводе, стал филиалом мировой сокровищницы культуры.

Ломоносовский фарфоровый завод – один из немногих  сохранившихся  заводов, которому  удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи,  и при этом на протяжении почти трех веков  постоянно   создавать 

 «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры и всей России.

 Как называлась первая мозаичная картина М.В. Ломоносова?

2.  Что было задумано М.В. Ломоносовым создать в Петропавловском соборе?

3.  Что украшало парадную лестницу в здании академии наук в Ленинграде?

 

 


Вернуться назад